Факультатив " Занимательная грамматика"
Тема занятия: «Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова»
-Познакомьтесь с отрывком и скажите.
-Кто автор и как называется
произведение?
- Все ли слова в тексте понятны?
…Пошёл старик ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светёлкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окном, На чем свет стоит
мужа ругает:
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке…»
(Землянка - выкопанное в земле жилище, укрытие (иногда
выступающее над поверхностью).
(Простофиля - простой человек, без хитрости и большого
ума.
Светёлка – чистая,
светлая комната, гостиная, иногда с голландской печью;
в светёлке не стряпают (не готовят).
(Горница – чистая половина крестьянской
избы)
-Употребляем ли мы в повседневной речи эти
слова?
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое, познакомимся ещё с одной страницей из истории . Поговорим о словах, которые исчезли, вышли из активного словарного запаса. Или используются в нашей литературе очень редко. Это устаревшие древние слова.
Среди устаревших слов выделяются две
группы: историзмы и архаизмы.
Историзмы – ушли из жизни предметы, которые
этими назывались (кольчуга - металлическая рубаха, боярин - крупный
землевладелец, кокошник - головной убор)
Архаизмы – слова устарели, а предметы
остались (перст - палец, брадобрей – парикмахер, выя – шея, рамена´ – плечи,
чело´ – лоб, глаголить – говорить)
-В нашей современной
речи устаревшие слова встречаются очень редко.
-А где же мы можем их
встретить чаще?
(В стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).
- В русском языке есть очень древние слова: мать, брат, плен, вода, хлеб, день и т.д. Есть и совсем молодые слова: лунник, космонавт. Одни слова живут долго-долго, другие, прослужив людям, исчезают.
Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если
уходит из жизни предмет какой-то, например, соха, кольчуга, цеп –
вместе с ним уходит и слово.
Есть
слова устаревшие, которые перестают употребляться, потому что место этого слова
заняло другое, с тем же значением: перст – палец, ланита –
щека, чело - лоб.
Физминутка
Пощелкайте перстами,
Улыбнитесь устами,
Наклоните выю вперёд, назад.
Погладьте свои ланиты.
Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.
- Ребята, вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке, много нового узнали
и многому научились. Спасибо за работу. Урок окончен.

Комментариев нет:
Отправить комментарий