Подготовь выразительное чтение басни "Ворона и лисица"( с.137-138)
Прочитай стихотворение в учебнике ( стр. 88 - 89)
Например: золотая туча, черёмуха душистая.
Например: снег как пух, лёд как тающий сахар
5. Послушай стихотворение "Зима". Подготовь выразительное чтение стихотворения
3. Ответь на вопросы
4. Обрати внимание на слово перлы. Объяснение этого слова ты можешь найти на стр.218 в словарике
Тема урока. Урок внеклассного чтения. Русская народная сказка " Хаврошечка"
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: – Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
- Словарная работа
Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.
Похитник — похититель.
Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.
Задолит — одолеет.
Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).
- Расскажи о понравившемся герое.
Начни так …
Мне очень понравился( ась)…
Мне очень запомнился(ась)…
Мне показался интересным… Я восхищаюсь…
- Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения ).
- Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
- Перечисли основные черты характера понравившегося героя.
- Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
- Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
- Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
- Расскажи о понравившемся герое сказки маме и учителю.
Раздели текст на смысловые части. Озаглавь их. Запиши план в тетрадь. Пришли план мне на проверку.
Прочитай сказку ( стр. 22-26 )
Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.
Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще. Это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом.
Прочитай докучные сказки в учебнике с. 18-19.
Что ты запомнил(а)? Расскажи маме.
Выполни тест
Заведи тетрадь в клетку.
Напиши посредине:
6 сентября
Классная работа
Тест №1
"Самое великое чудо на свете"
1.Что служило орудием письма для переписчиков?
а) острые палочки б) обычные ручки в) гусиные перья г) угольки
- 2. Кем был Иван Фёдоров?
а) писателем б) переписчиком в) первопечатником г) царём
- 3. Когда в нашей стране появилась первая печатная книга?
а) в 1764 г б) в 1564 г в) в 1964 г г) в 1264 г
- 4. Кто обычно переписывал книги?
а) монахи б) знатные люди в) писатели
- 5. Где царь приказал строить печатный двор?
а) в Китайском городе б) в центре Москвы в) в селе Никольском
г) в Кремле
- 6. Кто такой друкарь?
а) дикий человек б) помощник царя в) книгопечатник г) бедный человек
- 7. Что означает слово "напраслина"?
а) ложное обвинение б) царский гнев в) напрасный труд
- 8. Летопись "Повесть временных лет" написал?
а) летописец Нестор б) Иван Фёдоров в) Иван Грозный
- 9. Киноварь в книгопечатании – это..?
а) чёрная краска б) жёлтая краска в) красная краска г) коричневая краска
10. Древние рукописные книги писали на …
а) бумаге б) пергаменте в) бересте г) глиняных табличках
11. Что такое летопись?
а) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;
б) сказки о Древней Руси;
в) былины;
г) рассказы о жизни святых.
12. При каком царе появилась на Руси печатная книга?
а) при Иване Калите б) при Петре Первом в) при Иване Грозном
Запиши в тетрадь цифрой номер вопроса, а буквой - правильный ответ. Например:
1.- в
Прочитай пословицы, объясни их значение, выучи понравившиеся наизусть.
• Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
• Испокон века книга растит человека.
• Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.
• Хорошая книга ярче звездочки светит.
• Книга поможет в труде, выручит в беде.
Тест отправь на проверку учителю.
Пословицы расскажи маме и учителю.
1.Запись исторических событий Древней Руси?
2.Автор первой летописи?
3. Как называют произведение письменности?
4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.»
5.Кто чаще всего писал рукописные книги?
6.Что использовали для письма?
7. Что служило орудием письма?
8.Чем обтягивали переплёт?
9.Из чего делали переплёт рукописных книг?
10. О чём рассказывалось в летописях?
- проверь себя:
- Прочитай текст с. 10-12.
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
Скажите, кто из персонажей похож на розу?
- Чем? Какая у них душа?
-Что же сближает мальчика и розу?
-Когда в сказке наступает кульминационный момент?
- Зачем мальчику нужна была роза?
- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?
- Как автор показывает розу?
- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь?
- Почему роза тогда «бледное создание»?
- Какую смерть предпочла бы себе роза?
- Что случилось с мальчиком?
- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?
- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?
- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?
-Забыли ли розу после этого случая?
1.К какому виду сказок относится данное
произведение?
а) русская народная сказка;
б) литературная сказка;
в) волшебная сказка;
г) бытовая сказка.
2.Как звали главного героя?
а) Петя Зубов;
б) Вася Зайцев;
в) Маруся Поспелова;
г)
Наденька Соколова.
3.Какова главная мысль произведения?
а) злые
волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну;
б) выполнять
дела надо завтра, завтра, завтра;
в) и
стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками;
г)
человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
4.Что произошло с учеником 3 класса 14 школы?
а) внезапно
заболел;
б) внезапно
постарел;
в) внезапно потерялся;
г) внезапно
заснул.
5.При помощи какого предмета волшебники
подсчитывали время?
а) калькулятор;
б) часы;
в) счёты;
г) палочки.
6.Для совершения волшебства стрелку надо
повернуть в обратную сторону:
а) 7 раз;
б)17 раз;
в) 70 раз;
г) 77 раз.
7.Почему люди боятся не успеть, опоздать,
отстать?
а ) жизнь будет разноцветной;
б ) жизнь будет радостной, быстро пролетит;
в ) жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо;
г)
жизнь будет серой, а потом белой.
Повторим сказку " Серебряное копытце"
Ответь на вопросы
1 октября 1791 года родился Сергей Тимофеевич Аксаков, который
большинству из нас известен как автор сказки «Аленький цветочек .
Сергей Тимофеевич детство провел в Уфе и в
родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. В 1799 году Сергей
Аксаков поступил в Казанскую гимназию, но вскоре родители забрали его домой:
мать не могла надолго расстаться с сыном, а у мальчика, оторванного от семьи,
появились приступы эпилепсии. Вновь вернулся в гимназию через два года. В 1804
году старшие классы гимназии были преобразованы в первый курс Казанского
университета, Аксаков оказался одним из его студентов и окончил обучение в 1807
году. Уже в гимназии он активно участвовал в выпуске рукописных литературных
журналов.
Во время войны 1812 года Аксакову 21 год, он
записывается в ополчение Московской губернии, но в военных
действиях не участвует.
Аксаков был
образованным человеком, знал несколько языков, служил переводчиком в госучреждении.
6 лет Сергей
Тимофеевич служил цензором и был уволен в связи с
публикацией «вольнодумных» произведений, которые не понравились
императору.
Первые крупные книги Сергея Аксакова были
посвящены его давним увлечениям и назывались «Записки об ужении рыбы» и
«Записки ружейного охотника в Оренбургской губернии».
Книги
мгновенно раскупались. Успех заставил Аксакова обратиться к созданию романов
«Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука», носящих во многом
автобиографический характер.
В качестве приложения
Аксаков разместил в книге «Детские годы Багрова-внука» сказку «Аленький
цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». В дальнейшем эта сказка, представляющая
собой очередную литературную обработку сюжета о красавице и чудовище, много раз
выходила в печать отдельно, став самым издаваемым произведением Аксакова.
Умер Аксаков в
Москве 12 мая 1859 года. В возрасте 68 лет.
Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина.
Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт”.
А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
Задание «Назови сказку правильно»
Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и ….»
- «Сказка о царе Салтане и …»
- «Сказка о Золотом …»
- «Сказка о попе и …»
- «Сказка о спящей царевне и…»
Задание «Вспомни название сказки» (по опорным словам назвать название сказки)
1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.
3) Базар, жадность, оброк, веревка.
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.
Задание «Самый внимательный»
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
2.Как море менялось?
3.Продолжи строфы:
«Приплыла к нему рыбка, спросила ...»
«Белка песенки поёт, да ...»
«Я ль, скажи мне, всех ...»
«Сказка – ложь, да в ней ...»
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане...»?
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане...»?
7.Где жил старик со своею старухой?
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане...»?
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
10. Какой был у попа лоб?
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»?
1. Из
какого произведения эти строки?
И с царевной на крыльцо
Пес бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет...
1) «Конек-Горбунок»
2) «Няне»
3) «Унылая пора! Очей очарованье!»
4) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
2. Сколько
лет было П.П. Ершову, когда он прославился как автор сказки «Конек-Горбунок»?
1) 19 лет 3) 17
лет
2) 20 лет 4) 16 лет
3. Перед
кем разыгрывал свои комедии маленький Саша Пушкин?
1) перед братом 3) перед гостями
2) перед сестрой Оленькой 4)
перед друзьями
4. Подберите рифму к отрывку.
Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя ...;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила....
1) обвивала, дождем 3)
освещала, водой
2) освещала, дождем 4) обвивала, водой
5. Определите жанр произведения А.С. Пушкина
«Туча».
1) басня 3) стихотворение
2) рассказ 4) сказка
6. Найдите
лишнее в определении характера царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях».
1) кроткая 3)
жадная
2) равнодушная 4) завистливая
7. Найдите правильный порядок того, к кому
обращался Елисей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».
1) солнце, месяц, ветер 3)
месяц, солнце, ветер
2) солнце, ветер, месяц 4) ветер, месяц, солнце
8. Что
означает слово «своенравна»?
1) упряма, капризна, поступающая как вздумается
2) красива, приятна в общении
3) добра, внимательна к другим
4) ленива, любящая отдых
9. Найдите ошибку. АС. Пушкин написал сказки:
1) «Сказка о рыбаке и рыбке»
2) «Сказка о золотом петушке»
3) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
4) «Конек-Горбунок»
10. О
каком писателе эти строки?
Порой в свои поездки отец брал сына. Каждая такая поездка
одаривала поэта богатством новых впечатлений и знакомила со сказками и
преданиями, услышанными от встреченных в дороге людей.
1) об А.С. Пушкине 3) о М.Ю. Лермонтове
2) о П.П. Ершове 4) о
Л.Н. Толстом
11. Найдите
синонимы к слову «мерзкий».
1) своевольный 3) самоуправный
2) отвратительный 4) гнусный
Тест. Летописи. Былины. Жития
1. Когда сведения о важных событиях
стали записывать
в летописях?
а) многие тысячи лет назад;
б) когда появилось устное народное творчество;
в) с появлением письменности;
г) когда стали печатать первые книги;
2. Как называется русская народная эпическая песня — сказание о богатырях?
а) сказка ; в) быль;
б) летопись; г) былина
3. Кто такой богатырь?
а) богатый человек
б) могучий человек
в) защитник Родины
г) воин, защитник своей Родины, наделённый чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удаль
4. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне?
а) богатым быть
б) женатым быть
в) пленённым быть
г) убитым быть
5. Какое имя получил Сергий Радонежский в крещении
а) Кирилл в) Сергий
б) Стефан г) Варфоломей
Найди отличия книги и мультфильма
2. Прочитай стр. 201 - 216 ( учебник )
2. Выпиши самые главные моменты биографии писателя
«Путешествия в
некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Ле́мюэля
Гулливе́ра, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей»
Часть 1. Путешествие в Лилипутию
Часть 2.
Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов)
Часть 3.
Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию
Часть 4.
Путешествие в страну гуигнгнмов
Назови настоящее имя Кира Булычёва
Прочитай отрывок " Кустики" из книги " Путешествие Алисы " в учебнике
Прочитай отрывок
5. Выпиши из этого стихотворения олицетворения в тетрадь по русскому языку.
Ответь на вопросы ( стр.118 )
Открой " Литературное чтение " на стр. 85 - 91
Есенин С.А. - Поет зима — аукает…
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
С добрым утром
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"
Нивы сжаты, рощи голы
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем‑совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Пороша
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
1.
Как зовут Брюсова?
1) Яков
Валерьевич 3) Владимир Александрович
2) Валерий
Яковлевич 4)
Яков Яковлевич
2. Какое стихотворение написал С.А.
Есенин?
1) «Бабушкины
сказки» 3)
«Опять сон»
2)
«Детская» 4) «Наши царства»
3. Кто написал стихотворение
«Наши царства»?
1) С.А. Есенин
3) М.И. Цветаева
2) В.Я. Брюсов
4)
А.С. Пушкин
4. Из какого произведения эти
строки?
Что под нами, под цветами,
За железными столбами?
1) «Бабушкины
сказки» 3)
«Наши царства»
2)
«Детская» 4) «Бежит тропинка с бугорка»
5. Найди слово, которое обозначает
место, заросшее непроходимым лесом.
1)
чаща 3)
дебри
2)
бурелом 4) бор
6. Подберите синонимы к слову «притворяться»
1)
изображать
3) симулировать
2)
разыгрывать 4)
быть естественным
7. Подберите антоним к слову «замолчать».
1) примолкнуть 3)
сидеть
тихо
2) прикинуться 4) загалдеть
8. Из какого стихотворения эти олицетворения?
Тропинка бежит. Ока лениво движется.
1)
«Детская» 3) «Опять сон»
2)«Бежит тропинка с
бугорка» 4)
«Наши царства»
9. Подберите рифму к строчкам:
Нам хорошо. Пока ещё в постели
Все старшие и воздух летний…,
Бежим к себе . Деревья нам…,
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.
- свеж, качели
- мил,
качели,
- жгуч,
качели
- свеж,
карусели
10. Отгадайте загадку и определите, в каком стихотворении об этом
говорится.
Идут три человека: одних отца и матери дети, меж собой не братья.
1. «Бежит тропинка с бугорка»
2. «Детская»
3. «Наши царства»
4. «Бабушкины сказки
1. Из
какого произведения эти строки:
Если бы
можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них
тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего
наряда.
А)
«Ёлка»
б)
«Корзина с еловыми шишками»
в)
«Как я ловил человечков»
2. Как
зовут Житкова?
А)
Борис Степанович
б)
Константин Георгиевич
В)
Степан Борисович
г)
Михаил Михайлович
3.
Определите жанр произведения «Ёлка»
А)
повесть б) басня в) сказка г) рассказ
4. Что
обозначает выражение «золотушный ребёнок»?
А)
золотой ребёнок
б)
послушный, хороший ребёнок
В)
больной, истощённый ребёнок
г)
рыжий ребёнок
5.
Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается
этот
предмет.
Новая
посудина – вся в дырках. (___________________)
А)
«Ёлка»
б)
«Корзина с еловыми шишками»
в)
«Как я ловил человечков»
г)
«Главные реки»
6. Найдите
олицетворения из одного произведения:
А)
эхо – как птица пересмешник,
Б)
рояль мог петь,
В)
клавиши тосковали, смеялись,
Г)
пароходик важно стоял на полке.
7.Объясни
значение слов:
КОРМА - …………………………………………………………………………………
БОТФОРТЫ - ……………………………………………………………………………
8.
Подберите синонимы к словам:
СМОТРЕТЬ - ……………………………………………………………………………
ШВЫРНУТЬ - ……………………………………………………………………………
ДЛИННОВЯЗАЯ - ………………………………………………………………………
9. Чему
учит рассказ Житкова «Как я ловил человечков»?
а) фантазировать
б) не нарушать данное слово
в) хитрить
г) добиваться желаемого
10. В
каком произведении главная мысль – быть добрым нужно учиться с детства?
А) «Ёлка»
Б) «Корзина с еловыми шишками»
В) «Как я ловил человечков»
Г) «Сказка о потерянном времени»
Прочитайте стихотворение на стр. 96
Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина.
Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт”.
А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
Задание «Назови сказку правильно»
Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и ….»
- «Сказка о царе Салтане и …»
- «Сказка о Золотом …»
- «Сказка о попе и …»
- «Сказка о спящей царевне и…»
Задание «Вспомни название сказки» (по опорным словам назвать название сказки)
1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.
3) Базар, жадность, оброк, веревка.
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.
Задание «Самый внимательный»
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
2.Как море менялось?
3.Продолжи строфы:
«Приплыла к нему рыбка, спросила ...»
«Белка песенки поёт, да ...»
«Я ль, скажи мне, всех ...»
«Сказка – ложь, да в ней ...»
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане...»?
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане...»?
7.Где жил старик со своею старухой?
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане...»?
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
10. Какой был у попа лоб?
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»?
Удачи вам в викторине. Спасибо за внимание.
Прочитайте сказку
Ответьте на вопросы
- Какие герои сказки главные, без которых не
было бы описанных событий. (Главные герои - царица и царевна)
Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый:
- Что мы узнали из начала сказки?
- Отчего умерла царица?
- Найдите описание новой царицы.
- Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?
- Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма,, не
соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как
вздумается)
- Как автор показывает характер молодой царевны?
- Почему царица решила погубить царевну?
- Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
- Обладает ли добрый человек такими чувствами?
- А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке,
которая уводит девушку в темный лес?
- И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем
сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
- С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и
расцвела”?
- Что узнала царица от зеркальца?
- Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?
- Что можно сказать о царевне?
- Какая была царица?
- Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?
Физкультминутка
- Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она
стала делать?
- О каких чертах характера это говорит?
- Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?
- Как богатыри узнали, что в их доме царевна?
-Как царевне жилось у богатырей?
- Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?
- Как братья пришли свататься к царевне?
- Почему она им отказала? Какой она была?
- Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова?
- Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.
План характеристики героя сказки.
1. Где живёт герой?
2. Внешний облик героя.
3. Какие поступки
совершает?
4. Какой характер у
героя?
5. Как к герою относится
автор?
6. Своё отношение к герою
.
- Какими предстали перед нами герои сказки?
Чем они нам понравились или не понравились?
- Как силы природы помогали героям сказки?
- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем
борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем
разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается
противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят,
желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.
-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина.
Прочитай
загадку, попробуй определить, о ком идет речь?
Скачет лошадь
непростая,
Чудо-грива
золотая.
По горам
парнишку носит,
Да никак его не
сбросит.
Есть у лошади
сынок-
Удивительный
конёк.
-
О ком идёт речь?
-
Из какого произведения герой?
-
Кто автор этой сказки?
- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Тема урока
П.П.Ершов « Конёк-горбунок»
Сходство русских народных
сказок и авторской сказки П.П.Ершова « Конёк-горбунок». Характеры главных героев в
сказке.
Сегодня
мы
-
познакомимся с биографией писателя;
-
выявим тип и вид сказки;
- проанализируем яркие образы героев и составим их характеристики;
- определим основную мысль произведения.
Сказка - древнейший жанр повествовательной
литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и
вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или
развлечение.
- На какие 2 группы делятся все сказки?
– Какие виды народных сказок вам знакомы?
– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.
- О чем рассказывают бытовые сказки?
(В бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)
- О чем рассказывают волшебные сказки?
( В волшебных сказках присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)
- О чём нам рассказывают сказки о животных?
(В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек.)
– Чем
же отличается авторская сказка от народной сказки ?
– В
авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи:
у каждого из них свой характер и поступки.
– Автор
в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной
речью, которая даёт представление о них.
– При построении автор выдерживает особенности композиции
Краткая творческая биография писателя.
Петр Павлович Ершов – русский писатель,
поэт и прозаик. Поэт родился в Тобольской губернии в семье чиновника.
Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого
П.П.Ершова о жизни русского народа.
Во время учебы в Тобольской
гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском
университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После
окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже
директором гимназии.
Под впечатлением сказок
В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка
«Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение
сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В
том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170
изданий. А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка» одобрил её и
признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .
Сказка П.П.Ершова стала
настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских
народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: «Вся моя заслуга тут, что
мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце
отозвалось …»
Ответьте на вопросы
- Вы прочитали
краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?
- Где родился автор?
- Чему способствовали
многочисленные переезды?
- Чем занимался после
университета?
- Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»?
- В чем признался А.С.Пушкин
после прочтения этой сказки?
- Первое знакомство с
произведением у вас прошло самостоятельно. Но в учебнике дано не все
произведение. Я просила вас прочитать это произведение полностью
Работа над содержанием.
- Почему царь взял к себе на
службу Ивана?
- Как Иван разговаривает с
царем? Какие условия ставит? О чем это говорит? Найдем в тексте разговор царя с
Иваном.
- Какие еще приключения ждут
Ивана?
Физминутка
- Давайте выясним, каким
характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь.
Характеристика
героя
1.Имя
героя. Где он живет?
2.Чем
занимается?(отрывок)
3.
Какие поступки совершает? (отрывок)
4.Какой
характер у героя?
5.Опишите
внешность и характер героя.
6.
Отношение автора к герою.
7.
Ваше отношение к герою.
Задание. 1. Составь характеристику одного из героев ( устно)
2. Ответь на вопросы учебника
( стр.59-61)
3. Назови основную мысль сказки
4. Посмотри видео
Летописи,
былины, жития
Вариант 1
1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по
годам?
а) былины б) летопись в) житие г) слово
2. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?
а) собрал большое войско б) долгое время осаждал город
в) поставил корабли на колёса г) убедил греков сдаться
3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
а) женатым быть б) убитым быть
в) пленным быть ) богатым
быть
4. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий
Радонежский?
а) Кирилл
б) Варфоломей
в) Стефан г) Фёдор
5. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы
относится история о Сергее Радонежском?
а) былина б) летопись в)
житие г) слово
6. К какому жанру относится произведение устного
народного творчества о подвигах богатырей?
а) былина б)
летопись в) житие г) сказание
7. Отметь верное значение слова ЖЕМЧУГ.
а) драгоценное
перламутровое вещество, добываемое из раковин некоторых моллюсков
б) драгоценный металл
в) посуда
г) украшение
8. Как умер князь Олег?
а) погиб в
сражении б) умер от старости в) умер от
укуса змеи г) умер от отравления
9. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на
камне?
а) богатым
быть б) женатым быть в) пленённым
быть г) убитым быть
10. Что попросил Сергий Радонежский у черноризца?
а)
богатства б) здоровья в) знать
грамоту г) стать монахом
11. Какова главная тема былины об Илье Муромце?
а) три поездки Ильи Муромца
б) три подвига Ильи Муромца
в) бой с
разбойниками
г) борьба с латынщиной
12. С кем воевал Олег?
А) с
греками
Б) с турками В) с
немцами
13. Сколько кораблей было у Олега
А) Тысяча
Б)Две тысячи В) Три тысячи
Г) Четыре тысячи
14. Что делал Варфоломей, когда встретил старца
святого?
А)Гулял по
лесу б) Искал
скот
в)Пастушил
Г). Играл с детьми
15. Почему родители не давали благословения
Варфоломею начать иноческую жизнь?
А) Хотели, чтобы сын
ухаживал за ними и похоронил
Б) Не хотели, чтобы он вёл
такую жизнь
В) Сыновья Стефан и Пётр
женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям
Г) Боялись жить одни
16. Произведения, состоящие из погодных записей – это _______________________.
17)Произведения, рассказывающие о жизни святых – это ______________________.
18. Почему Олег не принял вина от греков?
А)оно было
отравлено
б)оно было разбавлено
В)оно прокисло на
солнце
Г)Олег не любил вино
19. Соедини стрелками название произведений с
названием жанра.
«И вспомнил Олег коня
своего»
житие
«Житие Сергея
Радонежского» былина
«Ильины три поездочки»
летопись
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда
20. Запиши цифрами порядок действий Олега перед
заключением мира с греками.
ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ.
НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО
ВИНА.
ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ.
ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ.
ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА
КОЛЁСА.
21.Соедини слово и его толкование.
ЯСТВА
деньги
Древней Руси
ГРИВНЫ
шёлковые
ткани
ПАВОЛОКИ
изысканная
еда
ЗАСТАВА
драгоценные
камни
ЯХОНТЫ
монах
чЕРНОРИЗЕЦ религиозное песнопение
ПСАЛОМ сторожевая застава
Задание Выполнить работу
Записать ответы. Например, 1 а), 2 в и т. д., выслать мне на электронную почту
Успехов в работе!
Михаил Юрьевич Лермонтов
Комментариев нет:
Отправить комментарий