Литературное чтение

28 октября
Тема урока. И. А. Крылов. Басни И. Крылова. Мораль басен
Посмотри видео
Запиши в тетрадь, что такое басня, что такое мораль
Подготовь выразительное чтение басни "Ворона и лисица"( с.137-138)

Ответь на вопросы с.139

 
  









26 октября
Тема урока. А.С. Пушкин " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди". ( продолжение)
1. Ответь на вопросы ( с. 128 - 129 )
2. Задание 9 выполни письменно . Запиши в тетрадь
3. Рассмотри внимательно иллюстрации И. Билибина. Какие рисунки тебе понравились?
Многие художники рисовали иллюстрации к сказке Александра Сергеевича Пушкина.
Творчество Пушкина вдохновляло не только художников, но  и композиторов. Известный русский композитор Н. А Римский - Корсаков написал оперу " Сказка о царе Салтане"
Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю 
100-летия А.С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений.  
Послушайте отрывки из оперы


Дети, рекомендую на каникулах посмотреть мультфильм и художественный фильм " Сказка о царе Салтане"

21 октября
Тема урока. А.С. Пушкин " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди". ( продолжение)
1.  Продолжаем читать сказку ( с. 107 - 118 )
2. Выучить отрывок на странице 110 от слов
" Ель растёт перед дворцом" до слов " Слуги белку стерегут"
3. Прислать мне отрывок и ответы на вопросы
Чем отличается сказка Пушкина от народной сказки?
Чем они похожи?
Какая сказка тебе больше понравилась? Почему?
Напоминаю
Народную сказку ты можешь прочитать в тетради " Литературное чтение на родном ( русском ) языке " за второй класс  ( рассказ " Детство Александра Пушкина" с. 10 - 18 )
 


19 октября
Тема урока. А.С. Пушкин " Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди". Сравнение народной и литературной сказок
19 октября 1811 года - открытие Царскосельского лицея. Этот день неизменно праздновался Пушкиным и его друзьями по окончании лицея
1. Возьмите тетрадь " Литературное чтение на родном ( русском ) языке " за второй класс и прочитайте рассказ " Детство Александра Пушкина"
 ( с.10 - 18 )
2. Прочитайте "Сказку о царе Салтане " ( стр. 92 -107 )
3. Сравните сказки

18 октября
Тема урока.  Лирические стихотворения " Уж небо осенью дышало", " Зимнее утро", " Зимний вечер".
Прослушай стихотворение " Зимнее утро"


Прочитай стихотворение в учебнике ( стр. 88 - 89)
Ответь на вопросы учебника
Прослушай стихотворение ещё раз и подготовь выразительное чтение 

Послушай стихотворение " Зимний вечер"


Прочитай стихотворение в учебнике ( стр. 90 - 91)
Ответь на вопросы учебника
Прослушай стихотворение ещё раз,   подготовь выразительное чтение и выучи стихотворение наизусть
Михаил Яковлев - лицейский товарищ Александра Сергеевича,     написал музыку на эти стихи
Послушай романс 


14 октября
Тема урока. Александр Сергеевич Пушкин. Подготовка сообщения " Что интересного я узнал о жизни Александра Пушкина"
 Посмотри видео
Прочитай статью в учебнике на стр. 84 - 85
Подготовь сообщение  " Что интересного я узнал о жизни Александра Сергеевича Пушкина" ( устно )
Попробуй составить план своего рассказа
Например,
1. Где родился
2. Родители
3. Братья и сёстры
4. С кем провёл детство
5. Захарово
6. Няня Арина Родионовна и дядька Никита
7. Царскосельский лицей
У тебя может быть свой план
Ответ пришли мне  ( аудио или видео )
Желаю успехов!

12 октября
Тема урока. Проверим себя и оценим свои достижения
Выполни задания на стр. 78 - 80
Повтори. Что такое рифма
Средства художественной выразительности
Эпитет - красочное образное определение . Придаёт предметам особую образность, эмоциональность. 
Отвечает на вопросы какой? какая? какие?
Например: золотая туча, черёмуха душистая.
Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений. Найти сравнение помогают слова: как, точно, словно, будто
Например: снег как пух, лёд как тающий сахар
Олицетворение - перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённый предмет
Например: чародейкою Зимою околдован, лес стоит
Найди по два примера эпитетов, сравнений и олицетворений в стихотворениях русских писателей, которые мы изучили. Запиши их
Желаю успеха!
11 октября
Тема урока. И. Суриков " Детство", " Зима"
1. Прочитай стихотворение Ивана Захаровича Сурикова ( стр. 72-75 )
2. Найди в словаре объяснение слов ветхую, лапти, светец, смежит
3. Посмотри видео. Ответь на вопросы
4. Подготовь выразительное чтение стихотворения " Детство"
5. Послушай стихотворение "Зима". Подготовь выразительное чтение стихотворения






7 октября
 Тема урока. И. Никитин " Полно, степь моя, спать беспробудно...", " Встреча зимы "
1.Поработай сначала со стихотворением И. Никитина " Полно, степь моя, спать беспробудно."
а) посмотри видео;
б) прочитай стихотворение в учебнике ( стр. 66 -67 );
в) ответь на вопросы учебника;
г) подготовь выразительное чтение стихотворения ( прочитай его не менее трёх раз )
2. Такую же работу проделай со стихотворением " Встреча зимы"
3. Ответь на вопросы 
Что такое эпитеты, метафоры, сравнения , олицетворения? Приведи примеры

                             Послушай песню " Встреча зимы "





5 октября
Тема урока. А. Фет " Мама! Глянь-ка из окошка...", " Зреет рожь... "
1. Прочитай стихотворение Афанасия Фета " Мама, Глянь-ка из окошка" ( стр.64 )
2. Найди в словарике слово тороватый
3. Ответь на вопросы ( стр.64 - 65 )
4. Подготовь выразительное чтение стихотворения ( прочитай его не меньше 3 раз )
5. Прочитай стихотворение А. Фета " Зреет рожь над жаркой нивой.."
6. Найди в Толковом словаре объяснение слова прихотливый
7. Ответь на вопросы учебника
8. Подготовь выразительное чтение стихотворения

4 октября
Тема урока. Ф. Тютчев " Весенняя гроза", " Листья"
1. Прочитай статью Я. Смоленского " Как научиться читать стихи" на с. 60 - 61
2. Посмотри видео
3. Прочитай стихотворение Фёдора Тютчева " Весенняя гроза " на странице 62
4. Обрати внимание на слово перлы. Объяснение этого слова ты можешь найти на стр.218 в словарике
5. Ответь на вопросы учебника ( с. 62 )
6. Выучи стихотворение наизусть
7. Поработай над стихотворением Ф. Тютчева " Листья " ( прочитай, найди объяснение слова зефиры в словарике, ответь на вопросы, подготовь выразительное чтение )
Мне пришли видео стихотворения " Весенняя гроза"

30 сентября

  Тема урока. Урок внеклассного чтения. Русская народная сказка " Хаврошечка"

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: – Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: – Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: – Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк: – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Прочитай сказку
Подготовь пересказ сказки

28 сентября
Тема урока. Русская народная сказка " Иван -царевич и серый волк "
1. Повтори скороговорки
2. Посмотри видео
3. Прочитай сказку ещё раз . 
4. Подготовь пересказ отрывка ( например, как Иван-царевич Жар-птицу похищал )
5. Запиши на аудио или видео. Пришли учителю.



23 сентября
Тема урока. Русская народная сказка " Иван -царевич и серый волк "
  1. Словарная работа 

Караулы - воинское подразделение, несущее охрану кого- или чего-либо.

Похитник — похититель.

Позарился — зариться — смотреть на кого-, что-либо с завистью, желать получить для себя.

Задолит — одолеет.

Наутёк — бегом (спасаясь от кого-либо).

Прочитай сказку
Ответь на вопросы ( стр. 38 - 39 )





21 сентября

Тема урока. Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Портрет героя.

Назови главных героев сказки.
  1. Расскажи  о  понравившемся  герое.

Начни так … 

Мне  очень  понравился( ась)… 

Мне  очень  запомнился(ась)… 

Мне  показался  интересным… Я  восхищаюсь… 


  1. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения ).
  2. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер  героя?
  3. Перечисли основные черты характера  понравившегося    героя.
  4. Расскажи  о  его  взаимоотношениях  с  другими  персонажами.
  5. Подумай  и  скажи,  в  чем  тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить  на  этого  героя?
  6. Вспомни,  какая  из  пословиц,  поговорок  и  крылатых  фраз  могла  бы  лучше  всего  передать  характер  этого  героя?
  7. Расскажи о понравившемся герое сказки маме и учителю.


20 сентября
Тема урока. Русская народная сказка " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Деление текста на части
1. Выучим скороговорки
Проворонила ворона воронёнка
Сеня вёз воз сена
Сначала проговаривай медленно и чётко, затем быстрее
2. Внимательно прочитай сказку ещё раз 
 Раздели текст на смысловые части. Озаглавь их. Запиши план в тетрадь. Пришли план мне на проверку.
Подсказка
В первой части говорится о том, что дети остались одни.
 Её можно озаглавить 
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
или
Одни-одинёшеньки
Во второй части говорится , как Иванушка превратился в козлёночка
Её можно озаглавить
Превращение Иванушки в козлёночка 
или
Как Иванушка стал козлёночком
Продолжи самостоятельно
Желаю успехов!

16 сентября
Тема урока. Русская народная сказка " Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Посмотри видео
Ответь на вопросы
1.Какие бывают русские народные сказки? ( подсказка: бытовые, о животных, волшебные)
2. Какие русские народные сказки о животных ты знаешь?
3. Какие признаки волшебной сказки?
4. Чему учит сказка" Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" ?
Посмотри видео
Прочитай сказку ( стр. 22-26 )
Ответь на вопросы учебника на странице 27 ( кроме задания  9 )
Задание 
Подготовь выразительное чтение сказки и будь готов читать мне по видеосвязи




14 сентября
Тема урока. Урок внеклассного чтения.
Русские народные сказки. "Сивка- бурка".
1. Посмотри видео.
2. Прочитай сказку. с. 40-49
3. Ответь на вопросы с. 50.(кроме 8)
Расскажи сказку своими словами маме.  Учителю перескажи понравившийся отрывок.


13 сентября
Тема урока. Докучные сказки.

Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.

Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще.  Это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом.

Прочитай докучные сказки в учебнике с. 18-19.

Послушай докучные сказки. которые сочинили дети.
Попробуй сочинить свою докучную сказку, запиши её в тетрадь, расскажи или прочитай маме и учителю.
Рассмотри иллюстрации в учебнике с.18-19.
-Как ты думаешь, из чего изготовлены эти игрушки?
Посмотри видео, познакомься с некоторыми видами народных промыслов России.

-Прочитай о народных промыслах в учебнике с. 20-21.
Что ты запомнил(а)? Расскажи маме.

9 сентября
Тема урока. Русские народные песни. Лирические и шуточные народные песни.
Посмотри видео

Ответь на вопросы
Что относится к устному народному творчеству?
Какие бывают русские народные песни?
Почему их называют народными?
Прочитай русские народные песни на стр. 14 - 17 учебника
Прослушай песню " Как на тоненький ледок"


Подготовь выразительное чтение  любой русской народной песни
( Чтобы чтение было безупречным, надо прочитать сначала не менее 5 раз, а потом сделать запись. Если хочешь, можешь спеть. Можно спеть с мамой, папой или бабушкой.)


07.09.
Тема урока. Урок-путешествие в прошлое. Тест по тема "Самое великое чудо на свете". Оценка достижений.
Соверши виртуальное путешествие в прошлое и узнай об истории возникновения книги, посмотрев видео.

Выполни тест

Заведи тетрадь в клетку.

Напиши посредине:

6 сентября

Классная работа

Тест №1

"Самое великое чудо на свете"

          1.Что служило орудием письма для переписчиков?

а) острые палочки           б) обычные ручки      в) гусиные перья      г) угольки

  1. 2. Кем был Иван Фёдоров?

а) писателем          б) переписчиком      в) первопечатником      г) царём

  1. 3. Когда в нашей стране появилась первая печатная книга?

а)  в 1764 г          б) в 1564 г     в) в 1964 г     г)  в 1264 г

  1. 4. Кто обычно переписывал книги?

а) монахи           б) знатные люди      в) писатели      

  1. 5. Где царь приказал строить печатный двор?

а)  в Китайском городе          б) в центре Москвы      в) в селе Никольском     

 г) в Кремле

  1. 6. Кто такой друкарь?

а) дикий человек          б) помощник царя      в) книгопечатник      г) бедный человек

  1. 7. Что означает слово "напраслина"?

а) ложное обвинение           б) царский гнев     в) напрасный труд    

  1. 8. Летопись "Повесть временных лет" написал?

а) летописец Нестор           б) Иван Фёдоров      в) Иван Грозный      

  1. 9. Киноварь в книгопечатании – это..?

а) чёрная краска           б) жёлтая краска      в) красная краска     г) коричневая краска

        10. Древние рукописные книги писали на …

а) бумаге          б) пергаменте           в) бересте            г) глиняных табличках

        11. Что такое летопись?

а) рассказывалось о важных событиях из истории Древней Руси;

б) сказки о Древней Руси;

в) былины;

г) рассказы о жизни святых.

        12. При каком царе появилась на Руси печатная книга?

а) при Иване Калите          б) при Петре Первом        в) при Иване Грозном

Запиши в тетрадь цифрой номер вопроса, а буквой - правильный ответ. Например:   

1.- в

Прочитай пословицы, объясни их значение, выучи понравившиеся наизусть.

• Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

• Испокон века книга растит человека.

• Книга подобна воде — дорогу пробьет везде.

• Хорошая книга ярче звездочки светит.

• Книга поможет в труде, выручит в беде.

Тест отправь на проверку учителю.

Пословицы расскажи маме и учителю.


06.09.22
Тема урока. Первопечатник Иван Фёдоров.
Вспомни!
- устно ответь на вопросы:

1.Запись исторических событий Древней Руси? 

2.Автор первой летописи? 

3. Как называют произведение письменности? 

4.Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть ….. лет.» 

5.Кто чаще всего писал рукописные книги? 

6.Что использовали для письма? 

7. Что служило орудием письма? 

8.Чем обтягивали переплёт?

9.Из чего делали переплёт рукописных книг? 

10. О чём рассказывалось в летописях? 

- проверь себя:

Нестор, рукопись, летопись, монахи, временных, перья, пергамент, доски, кожа.
Рассмотри рисунки с. 8-9.
Послушай!
- Узнай значение выделенных слов.
- Прочитай текст с. 10-12.
- Устно ответь на вопрос с.12№1
Прочитай выразительно диалог первопечатника и царя маме, если сможешь, запиши чтение ( видео или аудио ) и пришли   учителю.


02.09.22
Тема урока. Рукописные книги Древней Руси.

1. Отгадай загадку.

Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
2. Прочитай текст в учебнике с.4.
3. Устно ответь на вопрос
- Почему книга- самое великое чудо?

4. Посмотри видеоурок.

5. Прочитай текст
Прочитай текст с. 6-7 в учебнике.
6. Устно ответь на вопросы с. 7
Расскажи, как выглядели рукописные книги Древней Руси   









 
Рекомендуемая литература о Великой Отечественной войне для чтения в 5-6 классах

Ильина Е.Я. «Четвертая высота».
 Кассиль Л.А. «Черемыш - брат героя». 
Конецкий В.В. «Петька, Джек и мальчишки». 
Космодемьянская Л.Т. «Повесть о Зое и Шуре». 
Кошевая Е.Н. «Повесть о сыне». 
Лиханов А.А. «Мой генерал», 
«Крутые горы», «Музыка», «Последние холода». 
Надеждина Н.А. «Партизанка Лара».
Паустовский К.Г. «Похождения жука-носорога».
 Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке». 
Симонов К.М. «Сын артиллериста». 
Яковлев Ю.Я. «Сыновья Пешеходова».




 
 





 





 

 






21 июня
Тема урока. Е. С. Велтистов " Приключения Электроника"

Посмотри видео


Посмотри фильм по книге Е. С. Велтистова " Приключения Электроника"

 



Понравился ли тебе фильм?
Отличается ли он от книги?
Будешь смотреть продолжение?






20 июня
Тема урока. И. С. Никитин " Русь". С. Д. Дрожжин " Родине"

Посмотри видео
Вспомни стихотворения









16 июня
Тема урока. В. М. Гаршин " Сказка о жабе и розе "


Посмотри видео


1. Вспомни биографию В. М. Гаршина
2. Прочитай сказку
3. Подготовь ответы на вопросы

 Скажите, кто из персонажей  похож на розу?  

- Чем? Какая у них душа?

-Что же  сближает мальчика и розу?  

-Когда в сказке наступает кульминационный момент? 

- Зачем мальчику нужна была роза?

- Как вы думаете, роза спаслась? Ведь ее срезали?

- Как автор показывает розу?  

- Можно ли провести аналогию с кем-нибудь?  

- Почему роза тогда «бледное создание»?  

- Какую смерть предпочла бы себе роза?  

- Что случилось с мальчиком?  

- Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым, умиротворенным?   

- Что можно сказать о розе? Принесла она радость или трагедию в этот дом?  

- Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?   

-Забыли ли розу после этого случая? 

Желаю успехов!



14 июня
Тема урока. Е. Л. Шварц " Сказка о потерянном времени "

Посмотри видео


Вспомни биографию Евгения Львовича Шварца
Вспомни содержание  " Сказки о потерянном времени"
Выполни задания ( устно )

1.К какому виду сказок относится данное произведение?

а) русская народная сказка;

б) литературная сказка;

в) волшебная сказка;

г) бытовая сказка.

 

2.Как звали главного героя?

а) Петя Зубов;

б) Вася Зайцев;

в) Маруся Поспелова;

 г) Наденька Соколова.

 

3.Какова главная мысль произведения?

 а) злые волшебники ловили ребят, теряющих время понапрасну;

 б) выполнять дела надо завтра, завтра, завтра;

 в) и стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками;

 г) человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

 

                      4.Что произошло с учеником 3 класса 14 школы?

 а) внезапно заболел;

 б) внезапно постарел;

в) внезапно потерялся;

 г) внезапно заснул.

 

5.При помощи какого предмета волшебники подсчитывали время?

 а) калькулятор;

б) часы;

 в) счёты;

г) палочки.

 

6.Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону:

а) 7 раз;

б)17 раз;

в) 70 раз;

г) 77 раз.

 

7.Почему люди боятся не успеть, опоздать, отстать?

а ) жизнь будет разноцветной;

б ) жизнь будет радостной, быстро пролетит;

в ) жизнь будет бесцельной, пройдёт мимо;

 г) жизнь будет серой, а потом белой.


Желаю успехов!


9 июня
Тема урока. Урок внеклассного чтения. Сказы П.П. Бажова

Вспомним биографию П. П. Бажова


Повторим сказку " Серебряное копытце"


Послушаем сказку " Малахитовая шкатулка"


Ответь на вопросы
- Нравятся ли тебе сказы П. Бажова?
- Какие ещё сказы писателя тебе известны?
- Что тебе нравится в произведениях Павла Петровича Бажова?





7 июня
Тема урока. С. Т. Аксаков" Аленький цветочек"

Повторим биографию С. Т. Аксакова


   1 октября 1791 года родился Сергей  Тимофеевич Аксаков, который большинству из нас известен как автор сказки «Аленький цветочек .

 

   Сергей Тимофеевич  детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. В 1799 году Сергей Аксаков поступил в Казанскую гимназию, но вскоре родители забрали его домой: мать не могла надолго расстаться с сыном, а у мальчика, оторванного от семьи, появились приступы эпилепсии. Вновь вернулся в гимназию через два года. В 1804 году старшие классы гимназии были преобразованы в первый курс Казанского университета, Аксаков оказался одним из его студентов и окончил обучение в 1807 году. Уже в гимназии он активно участвовал в выпуске рукописных литературных журналов.

 

    Во время войны 1812 года Аксакову 21 год, он записывается в ополчение Московской губернии, но в военных   действиях не  участвует. 

      Аксаков был образованным человеком, знал несколько языков, служил переводчиком в госучреждении.

    6 лет Сергей Тимофеевич  служил цензором и был уволен в связи с публикацией «вольнодумных» произведений, которые не  понравились императору.

 

   Первые крупные книги Сергея Аксакова были посвящены его давним увлечениям и назывались «Записки об ужении рыбы» и «Записки ружейного охотника в Оренбургской губернии».  

      Книги мгновенно раскупались. Успех заставил Аксакова обратиться к созданию романов «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука», носящих во многом автобиографический характер.

               

 

   В качестве приложения Аксаков разместил в книге «Детские годы Багрова-внука» сказку «Аленький цветочек. (Сказка ключницы Пелагеи)». В дальнейшем эта сказка, представляющая собой очередную литературную обработку сюжета о красавице и чудовище, много раз выходила в печать отдельно, став самым издаваемым произведением Аксакова.

 

       Умер Аксаков в Москве 12 мая 1859 года. В возрасте 68 лет.


Вспомним сказку " Аленький цветочек"




 

6 июня
Тема урока. А. С. Пушкин -великий русский поэт. Сказки А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня ( 26 мая по старому стилю)
 в 1799 году
Посмотрите видео и вспомните биографию А.С.Пушкина

Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. 

   Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

Задание   «Назови сказку правильно»
  Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и ….»  

- «Сказка о царе Салтане и …»  
- «Сказка о Золотом …»  

- «Сказка о попе и …»   

- «Сказка о спящей царевне и…»  

Задание   «Вспомни название сказки»  (по опорным словам  назвать название сказки)

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.   
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.  
3) Базар, жадность, оброк, веревка.  
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.    
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.   


Задание     «Самый внимательный» 
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»?  
2.Как море менялось? 
3.Продолжи строфы: 
«Приплыла к нему рыбка, спросила ...»  
«Белка песенки поёт, да ...»  
«Я ль, скажи мне, всех ...»  
«Сказка – ложь, да в ней ...»  
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане...»?  
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане...»?  
7.Где жил старик со своею старухой?  
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане...»?  
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
10. Какой был у попа лоб?  
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»?  






2 июня
Тема урока. М.Ю. Лермонтов - выдающийся русский поэт и писатель


Вспомним биографию Михаила Юрьевича Лермонтова



Повторим стихотворение " Дары Терека"


Вспомним стихотворение " Парус"








31 мая
Тема урока. Повторение. Чудесный мир классики.
Выполни тестовую работу

1Из какого произведения эти строки?

И с царевной на крыльцо

Пес бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце песье ноет...

1) «Конек-Горбунок»

2) «Няне»

3) «Унылая пора! Очей очарованье!»

4) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

2. Сколько лет было П.П. Ершову, когда он прославился как автор сказки «Конек-Горбунок»?

1) 19 лет             3) 17 лет

2) 20 лет       4) 16 лет

3. Перед кем разыгрывал свои комедии маленький Саша Пушкин?

1) перед братом    3) перед гостями

2) перед сестрой Оленькой      4) перед друзьями

4. Подберите рифму к отрывку.

Ты небо недавно кругом облегала,

И молния грозно тебя ...;

И ты издавала таинственный гром

И алчную землю поила....

1) обвивала, дождем 3) освещала, водой

2) освещала, дождем 4) обвивала, водой

5. Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Туча».

1) басня     3) стихотворение

2) рассказ     4) сказка

6. Найдите лишнее в определении характера царицы из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

1) кроткая       3) жадная

2) равнодушная      4) завистливая

7. Найдите правильный порядок того, к кому обращался Елисей из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

1) солнце, месяц, ветер       3) месяц, солнце, ветер

2) солнце, ветер, месяц      4) ветер, месяц, солнце

8Что означает слово «своенравна»?

1) упряма, капризна, поступающая как вздумается

2) красива, приятна в общении

3) добра, внимательна к другим

4) ленива, любящая отдых

9. Найдите ошибку. АС. Пушкин написал сказки:

1) «Сказка о рыбаке и рыбке»

2) «Сказка о золотом петушке»

3) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

4) «Конек-Горбунок»

10. О каком писателе эти строки?

Порой в свои поездки отец брал сына. Каждая такая поездка одаривала поэта богатством новых впечатлений и знакомила со сказками и преданиями, услышанными от встреченных в дороге людей.

1) об А.С. Пушкине      3) о М.Ю. Лермонтове

2) о П.П. Ершове     4) о Л.Н. Толстом

11. Найдите синонимы к слову «мерзкий».

1) своевольный     3) самоуправный

2) отвратительный     4) гнусный



Всем успехов!




30 мая
Тема урока.  Повторение. Летописи, былины, жития

Посмотри видео








Тест. Летописи. Былины. Жития

 

 1. Когда сведения о важных событиях стали записывать

в летописях?

а) многие тысячи лет назад;

б) когда появилось устное народное творчество;

в) с появлением письменности;

г) когда стали печатать первые книги;

 

2. Как называется русская народная эпическая песня — сказание о богатырях?

а) сказка ;                             в) быль;

б) летопись;                          г) былина


 3. Кто такой богатырь?

а) богатый человек

б) могучий человек

в) защитник Родины

г) воин, защитник своей Родины, наделённый чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удаль


4. Какую надпись не мог прочесть Илья Му­ромец на камне?

а) богатым быть
б) женатым быть
в) пленённым быть
г) убитым быть

5. Какое имя получил Сергий Радонежский в крещении                      

а) Кирилл                              в) Сергий

       б) Стефан                              г) Варфоломей


Запиши ответы, например, 1 в, 2 б и т. д.

Желаю успехов!


26 мая 
Тема урока. Итоговый урок. Оценка достижений
1. Ответь на вопросы на стр. 217
2. Посмотри мультфильм по  сказке Сельмы Лагерлёф " Удивительное 
путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции"


Найди отличия книги и мультфильма

Прочитай список рекомендуемых книг для внеклассного чтения на стр. 219
Какую книгу ты бы хотел прочитать?


24 мая
Тема урока. Сельма Лагерлёф " Святая ночь", " В Назарете"


1. Посмотри видео


2. Прочитай стр. 201 - 216 ( учебник )
3. Ответь на вопросы ( стр.208, 216 )





23 мая
Тема урока. М. Твен " Приключения Тома Сойера"

1. Посмотри видео



2.Прочитай текст на стр.194-200

3. Посмотри видео






19 мая 
Тема урока. Г.Х. Андерсен " Русалочка"

1. Посмотри видео об Андерсене на главной странице блога
2. Подготовь выразительное чтение любого отрывка из сказки
3. Найди в интернете фото памятника Русалочки в Копенгагене
4. Если хочешь, посмотри мультфильм
5. Какие сказки Г.Х. Андерсена ты помнишь?
6. Нарисуй иллюстрацию к сказке ( по желанию)






17 мая 

Г. Х. Андерсен " Русалочка". Авторская сказка, её особенности. Волшебство и его влияние на судьбы героев.
  
Прочитать сказку " Русалочка " в учебнике ( стр. 167 - 193 )
Читай внимательно, будь готов ответить на мои вопросы с 16.00 до 18.00




16 мая 
Тема урока. Д. Свифт " Путешествие Гулливера". 

1. Посмотри  видео

2. Выпиши самые главные моменты биографии писателя
3. Прочитай отрывок в учебнике ( стр. 160-166 ) 
4. Подготовь ответы на вопросы с. 165 - 166 ( ждите моего звонка с 16.00 до 18.00
особенно это касается тех, у кого мало оценок по литературному чтению)

Это интересно знать
Полное название книги

«Путешествия в некоторые отдалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Ле́мюэля Гулливе́ра, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей»

Книга состоит из четырёх частей

Часть 1. Путешествие в Лилипутию

Часть 2. Путешествие в Бробдингнег (Страну Великанов)

Часть 3. Путешествие в Лапуту, Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб и Японию

Часть 4. Путешествие в страну гуигнгнмов





12 мая
Тема урока. Урок внеклассного чтения. Чтение фантастических рассказов
1. Подготовь ответы на вопросы на странице 158 учебника ( на все вопросы )
Более подробно:
2. Ответь на вопрос № 5 , если читал ( читала ) о других приключениях Электроника и Алисы. Напиши отзыв.
3. Произведения каких писателей-фантастов ты читал? Расскажи о самом любимом своём произведении.
4. Придумай небольшую историю на любую планету Солнечной системы.
5. Подготовь рисунок на космическую тему. Помни! Рисунок должен быть фантастическим.

Дети! Вспомните. Я  читала вам книгу Г. И. Антипова " Ортис  - десятая планета"
Ещё мы читали книгу Л. Дилова " Звёздные приключения Нуми и Ники"
О них тоже можно рассказать


5 мая

Тема урока. Кир Булычёв. " Путешествие Алисы". Особенности фантастического жанра

Кто ещё не посмотрел видео, посмотрите


Назови настоящее имя Кира Булычёва
Чем увлекался писатель в детстве?
Почему он решил написать книгу о девочке Алисе?

Задание 1
Прочитать текст на стр. 150 - 156
Задание 2
Ответить на вопросы ( стр. 157 )
Задание 3
Подготовить краткий пересказ. 
Ждите мой звонок на вайбере 




28 апреля
Тема урока. Кир Булычёв. " Путешествие Алисы". Особенности фантастического жанра


Назови настоящее имя Кира Булычёва
Чем увлекался писатель в детстве?
Почему он решил написать книгу о девочке Алисе?
Задание 
Прочитай отрывок " Кустики"  из книги " Путешествие Алисы " в учебнике
 ( стр. 150 - 156 )
Подготовь выразительное чтение любого отрывка ( желательно с диалогами ) и пришли мне.



26 апреля 
Тема урока Необычные герои фантастического жанра. Е. С. Велтистов " Приключения Электроника"

Подготовь выразительное чтение отрывка от слов 
"... Вот мы и приехали, Электроник,...до Оставив Электроника, профессор подошёл...

Если ты посмотрел кинофильм " Приключения Электроника", поделись своими впечатлениями 


21  апреля
Тема урока. Знакомство с названием раздела " Страна Фантазия". Е. С. Велтистов " Приключения Электроника". Особенности фантастического жанра.
Посмотри видео

Прочитай отрывок 
Словарная работа
Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе
Контрабас - самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра
                                  Ответь на вопросы ( устно )
- Как ты понимаешь выражение " город раздался и похорошел"?
- Что такое сюрприз?
- Что ты узнал о профессоре Громове?
- Чем он занимается?
- Куда он приехал?
Прочитай о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора?
- Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжёлым?
- Сравни описание города с обычным. Что тебе показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?
- Прочитай о том, как профессор открыл чемодан
- Почему он долго смотрел на спящего?
- Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из чемодана?
- Отчего он дёрнулся?
- Как ты считаешь, побег Электроника - это протест или каприз?
- Почему профессора испугал побег Электроника? Что могло произойти?




14 апреля
Тема урока. А. В. Жигулин " О, Родина!.." Авторское отношение к изображаемому.

1. Посмотри видео. Выполни все задания.
  


2. Подготовь выразительное чтение стихотворения ( стр. 138 )
3. Ответь на вопросы стр. 138

4.Запиши выразительное чтение ( аудио )
По желанию можно выучить стихотворение и записать на видео.  

Кто ещё не посмотрел этот мультфильм ? Посмотрите. Напишите мне, понравился ли он вам.






12 апреля
Тема урока С. Д. Дрожжин " Родине"





1. Посмотри видео
2. Вспомни биографию Ивана Саввича Никитина
3. Прочитай ещё раз стихотворение " Русь"
Что такое метафоры, эпитеты, сравнения , олицетворения?
Найди их в стихотворении
4. Познакомься с биографией Спиридона Дмитриевича Дрожжина
5. Прослушай стихотворение " Родине"
6. Ответь на вопросы учебника ( стр. 135 )
7. Подготовь выразительное чтение стихотворения ( прочитай его вслух не менее пяти раз )
8. Запиши выразительное чтение ( аудио )
По желанию можно выучить стихотворение и записать на видео.  



7 апреля
Тема урока. И. С. Никитин "Русь". Работа над выразительностью чтения.

1. Посмотри видео
2. Стихотворение И. Никитина читай самостоятельно ( вслух )
3. Ответь на вопросы учебника ( стр. 132 )
 


4. Подготовь выразительное чтение стихотворения



5. Выпиши из этого стихотворения олицетворения в тетрадь по русскому языку.



5 апреля
Тема урока. С. А. Есенин " Лебёдушка"



1. Вспомни  биографию Сергея Есенина ( посмотри видео на уроке от 7 февраля)
2. Вспомни стихотворения С. А. Есенина
3. Прочитай стихотворение " Лебёдушка "
4. Ответь на вопросы ( стр.125 )
5. Подготовь выразительное чтение стихотворения ( прослушай на видео, прочитай несколько раз )
6. Ответь на вопросы ( стр. 126 )



4 апреля
Тема урока Д. Б. Кедрин " Бабье лето". Н. М. Рубцов " Сентябрь"
1. Вспомни  скороговорки, которые изучали в школе
Подготовься рассказать скороговорку " Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет" 
2. Подготовь  выразительное чтение стихотворения Д.Б.Кедрина " Бабье лето"
Как ты понимаешь это название?
Выучи стихотворение наизусть ( по желанию )


Ответь на вопросы ( стр.118 )
Посмотри видео


Ответь, что такое эпитеты, олицетворения?
Подготовь выразительное чтение стихотворения



31 марта 
Тема урока Б. Л. Пастернак " Золотая осень". С.А.Клычков " Весна в лесу".

Начинаем раздел " Поэтическая тетрадь"
В этом разделе мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов XX века; узнаем, что сближает разные виды искусства.
Научимся определять в стихотворении настроение и чувства поэта.
Будем учиться составлять по картине рассказ с использованием слов и выражений авторского текста.



1. Прослушать стихотворение Бориса Пастернака " Золотая осень"
2. Ответить на вопросы учебника ( стр.115)
3. Подготовить выразительное чтение стихотворения
4. Приготовиться читать мне стихотворение по телефону ( можно снять на видео)
5. Подготовить выразительное чтение стихотворения С. А. Клычкова " Весна в лесу"
6. Ответить на вопросы учебника ( с. 117 )




29 марта
Тема урока В.П. Астафьев " Стрижонок Скрип"


1. Прочитай рассказ
2. Раздели его на части
3. Озаглавь каждую часть. Составь план рассказа.
4. Перескажи понравившуюся часть от имени стрижонка Скрипа.
5 Ответь на вопросы учебника с. 109-110




28 марта
Тема урока. Е. И. Чарушин " Кабан"
1. Посмотри видео
2. Выполняй все задания




3. Прочитай рассказ ещё раз.
4. Ответь на вопросы учебника ( стр. 99 )
5. Подготовь пересказ рассказа



 24 марта
Тема урока. М. М. Пришвин " Выскочка"

Внимательно посмотрите видео. Постарайтесь запомнить биографию
Михаила Пришвина. Приготовьтесь ответить на вопросы

1. Где учился Михаил Михайлович Пришвин?
2. Кем работал писатель после учёбы?
3. О чём он написал серьёзный научный труд?
4. После чего писатель поменял профессию агронома? Кем он стал работать?
5. Кода Пришвин решил стать писателем?
6. Почему М. М. Пришвина называют певцом природы?
7. Какому качеству собак завидовал Пришвин?
8. Где был установлен памятник писателю?
9. Какие рассказы М. М. Пришвина вы помните?

А теперь прочитаем рассказ " Выскочка" ( стр. 92 - 95 )



1. Ответить на вопросы учебника ( стр. 95 )
2. Подготовить выразительное чтение рассказа. Быть готовыми читать мне по телефону на оценку.
3. Вспомните, какие рассказы Михаила Пришвина мы читали.



Здравствуйте, дети!
Прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна " Барбос и Жулька" ?
А теперь послушайте рассказ " Белый пудель"






Посмотри видео. Постарайся запомнить.




Открой " Литературное чтение " на стр. 85 - 91
  Слушай и читай





Богатыри - защитники Родины





15 февраля
Тема урока. Д. Н. Мамин-Сибиряк " Приёмыш"

Какие произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка ты помнишь? Назови их.
Посмотри видео.



Подготовь 2-3 вопроса по биографии  Дмитрия Наркисовича.
Подготовься задать их в классе.


Послушай рассказ Мамина-Сибиряка.
Прочитай рассказ в учебнике 
Читай внимательно. Будь готов ответить на вопросы по тексту.





Продолжаем готовиться к уроку внеклассного чтения по стихотворениям Сергея Есенина о природе, о родном крае.



14 февраля
Готовимся к уроку внеклассного чтения по стихотворениям Сергея Есенина


1. Повторяем биографию поэта. Смотрим ещё раз видео.
2. Читаем стихотворения о природе
3. Учим стихотворение ( не по программе) 
4. Можно нарисовать рисунок к стихотворениям

         Послушайте голос Сергея Есенина , записанный на грампластинку в 1921 году



 

Есенин С.А. - Поет зима — аукает…


Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.


С добрым утром

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
"С добрым утром!"


Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем‑совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.


Пороша

Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.

Прослушайте песню на стихи Сергея Есенина












10 февраля

Тема урока. Обобщение по 
разделу " Поэтическая тетрадь"

1. Перечитай стихотворения на стр.66-73
2. Ответь на вопросы на стр. 74
3. Устно ответь на вопросы теста


 1. Как зовут Брюсова?

1) Яков Валерьевич                           3) Владимир Александрович

2) Валерий Яковлевич                       4) Яков Яковлевич 

   

 2. Какое стихотворение написал С.А. Есенин?

1) «Бабушкины сказки»               3) «Опять сон»

2) «Детская»                                  4) «Наши царства»

 

 3. Кто написал стихотворение  «Наши царства»?

1) С.А. Есенин                         3) М.И. Цветаева

2) В.Я. Брюсов                         4) А.С. Пушкин

 

 4. Из какого произведения эти строки?

Что под нами, под цветами,

За железными столбами?

1) «Бабушкины сказки»                        3) «Наши царства»

2) «Детская»                                          4) «Бежит тропинка с бугорка»

 

 5. Найди слово, которое обозначает место, заросшее непроходимым лесом.

1) чаща                                                3) дебри

2) бурелом                                          4) бор

 

6. Подберите синонимы к слову «притворяться»

1) изображать                         3) симулировать

2) разыгрывать                        4) быть естественным

7. Подберите антоним к слову «замолчать».

1)      примолкнуть                        3) сидеть тихо                

2)      прикинуться                        4)  загалдеть

8. Из какого стихотворения эти олицетворения?

Тропинка бежит. Ока лениво движется.

1) «Детская»                                              3) «Опять сон»

2)«Бежит тропинка с бугорка»                4) «Наши царства»

 

9. Подберите рифму к строчкам:

Нам хорошо. Пока ещё в постели

Все старшие и воздух летний…,

Бежим к себе . Деревья нам…,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!.

 

  1. свеж, качели
  2. мил, качели,
  3. жгуч, качели
  4. свеж, карусели

  

10. Отгадайте загадку и определите, в каком стихотворении об этом говорится.

Идут три человека: одних отца и матери дети, меж собой не братья.

1.     «Бежит тропинка с бугорка»

2.     «Детская»

3.     «Наши царства»

4. «Бабушкины сказки



Желаю успехов!




8 февраля
Тема урока. М. И. Цветаева " Бежит тропинка с бугорка", " Наши царства"


Внимательно ли вы смотрели видео?
Что вы запомнили о детстве Марины Цветаевой?
Что такое эпитеты? Что такое олицетворение?

Подготовьте выразительное чтение стихотворений




7 февраля
Тема урока. С. А . Есенин " Бабушкины сказки"

Вспомни, что ты знаешь о Сергее Есенине.
Какие его стихотворения ты помнишь?

Посмотри видео.
Ответь на вопросы.



Прочитай стихотворение Сергея Есенина в учебнике.
Прослушай выразительное чтение стихотворения.



Выучи стихотворение " Бабушкины сказки " наизусть.



3 февраля
Тема урока. В. Я. Брюсов " Опять сон", " Детская"



1. Посмотри  видео
2. Подготовь выразительное чтение стихотворений В.Я. Брюсова
3. Ответь на вопросы учебника 






1 февраля
Тема урока. Обобщение по разделу " Страна детства". Проверочная работа.

Задание Выполни проверочную работу

 

1. Из какого произведения эти строки:

Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда.

А) «Ёлка»

б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

 

2. Как зовут Житкова?

А) Борис Степанович

б) Константин Георгиевич

В) Степан Борисович

г) Михаил Михайлович

 

3. Определите жанр произведения «Ёлка»

А) повесть б) басня в) сказка г) рассказ

 

 

 

4. Что обозначает выражение «золотушный ребёнок»?

А) золотой ребёнок

б) послушный, хороший ребёнок

В) больной, истощённый ребёнок

г) рыжий ребёнок

 

 

5. Отгадайте загадку и определите произведение, в котором упоминается

этот предмет. 

Новая посудина – вся в дырках. (___________________)

А) «Ёлка»

б) «Корзина с еловыми шишками»

в) «Как я ловил человечков»

г) «Главные реки»

 

6. Найдите олицетворения из одного произведения:

А) эхо – как птица пересмешник,

Б) рояль мог петь,

В) клавиши тосковали, смеялись,

Г) пароходик важно стоял на полке.

 

7.Объясни значение слов:

КОРМА - …………………………………………………………………………………

БОТФОРТЫ - ……………………………………………………………………………

8. Подберите синонимы к словам:

СМОТРЕТЬ - ……………………………………………………………………………

ШВЫРНУТЬ - ……………………………………………………………………………

ДЛИННОВЯЗАЯ - ………………………………………………………………………

9. Чему учит рассказ Житкова «Как я ловил человечков»?

а) фантазировать

б) не нарушать данное слово

в) хитрить

г) добиваться желаемого

10. В каком произведении главная мысль – быть добрым нужно учиться с детства?

А) «Ёлка»

Б) «Корзина с еловыми шишками»

В) «Как я ловил человечков»

Г) «Сказка о потерянном времени»



Желаю успехов!




Борис Житков " Как я ловил человечков"



 



18 ноября
Тема урока М.Ю. Лермонтов - выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение  " Дары Терека"

Посмотрите видео. Вспомните биографию Михаила Юрьевича Лермонтова


Прочитайте текст на стр. 94 - 95
Ответьте на вопросы
- Найдите описание внешности маленького Лермонтова
-В какие игры любили играть Лермонтов и его брат?
Какими способностями был одарён Михаил Лермонтов с детства?
Работа над стихотворением " Дары Терека"



Прочитайте стихотворение на стр. 96
Ответьте на вопросы
Подготовьте выразительное чтение стихотворения " Дары Терека"
Выучи стихотворение ( по желанию)








16 ноября
Тема урока Урок внеклассного чтения
Сказки А. С. Пушкина

Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. 

   Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт.

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка- умница и прелесть,

С нами рядышком идёт”.

А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

Задание   «Назови сказку правильно»
  Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
- «Сказка о рыбаке и ….»  

- «Сказка о царе Салтане и …»  
- «Сказка о Золотом …»  

- «Сказка о попе и …»   

- «Сказка о спящей царевне и…»  

Задание   «Вспомни название сказки»  (по опорным словам  назвать название сказки)

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.   
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.  
3) Базар, жадность, оброк, веревка.  
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.    
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.   


Задание     «Самый внимательный» 
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»?  
2.Как море менялось? 
3.Продолжи строфы: 
«Приплыла к нему рыбка, спросила ...»  
«Белка песенки поёт, да ...»  
«Я ль, скажи мне, всех ...»  
«Сказка – ложь, да в ней ...»  
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане...»?  
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане...»?  
7.Где жил старик со своею старухой?  
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане...»?  
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»?
10. Какой был у попа лоб?  
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»?   
 


А теперь ответьте на вопросы видеовикторины



Удачи вам в викторине. Спасибо за внимание.

15 ноября
Тема урока А. С. Пушкин " Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"  


Прочитайте сказку 

Ответьте на вопросы

-   Какие герои сказки главные, без которых не было бы описанных событий. (Главные герои - царица и царевна)

 Разберёмся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый:

- Что мы узнали из начала сказки?

- Отчего умерла царица?

- Найдите описание новой царицы.

- Как вы понимаете выражение « и умом и всем взяла»?

- Объясните значение слов «ломлива», «своенравна». ( Ломлива- упряма,, не соглашается на что-либо. Своенравна- упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

- Как автор показывает характер молодой царевны? 

- Почему царица решила погубить царевну?    

Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Обладает ли добрый человек такими чувствами?      

А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?    

 И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? 

-  С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”? 

- Что узнала царица от зеркальца?

- Зеркальце сказало правду, а нужно ли было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

- Что можно сказать о царевне?    

- Какая была царица? 


- Подумайте кто из наших героев положительный, а кто отрицательный?  

  Физкультминутка 

- Расскажите, пользуясь текстом, как царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

- О каких чертах характера это говорит?

- Почему царевна вышла к богатырям не сразу? После каких слов?

- Как богатыри узнали, что в их доме царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

- Чем занимались богатыри, как об этом говорит автор?

- Как братья пришли свататься к царевне?

- Почему она им отказала? Какой она была?

- Как царица узнала, что молодая царевна жива-здорова? 

- Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

1.     Где живёт герой?

2.     Внешний облик героя.

3.     Какие поступки совершает?

4.     Какой характер у героя?

5.     Как к герою относится автор?

6.     Своё отношение к герою

 .

- Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не понравились?

- Как силы природы помогали героям сказки?

- В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина.    






11 ноября
Тема урока А.С.Пушкин - великий русский поэт. Биография. Стихотворения " Няне", "Туча", " Унылая пора! Очей очарованье"


1. Вспомни биографию А. С. Пушкина. Посмотри видео


2. Прочитай статью на стр.64-65 учебника
3. Расскажи, что ты запомнил ( запомнила )
4. Прочитай стихотворение " Няне" на стр.66
5. Узнай значения слов : светлица,  всечасно, вороты
( в словарике учебника на стр.219)
6. Подготовь выразительное чтение стихотворения
7. Подготовь выразительное чтение стихтворения " Туча"
8. Ответь на вопросы учебника ( стр. 67)
9. Посмотри видео. Слушай внимательно. Будь готов ответить  на вопросы по содержанию видео.
Выучи стихотворение " Унылая пора! Очей очарованье"  наизусть.  Попроси кого-нибудь из старших записать тебя на видео. Вышли запись мне. ( Если не можешь записать, расскажи по телефону)



Желаю успехов!




9 ноября
 

Прочитай  загадку,   попробуй  определить, о ком идет речь?

Скачет лошадь непростая,

Чудо-грива золотая.

По горам парнишку носит,

Да никак его не сбросит.

Есть у лошади сынок-

Удивительный конёк.

- О ком идёт речь?

- Из какого произведения герой?

- Кто автор этой сказки?

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? 

Тема урока

П.П.Ершов « Конёк-горбунок»

Сходство русских народных сказок и авторской сказки  П.П.Ершова  « Конёк-горбунок». Характеры главных героев в сказке.

Сегодня мы 

- познакомимся с биографией писателя;

- выявим тип и вид сказки;

- проанализируем яркие образы героев и составим их характеристики;

- определим основную мысль произведения. 

Сказка  - древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях, имеющий целью нравоучение или развлечение. 

- На какие 2 группы делятся все сказки? 

– Какие виды народных сказок вам знакомы

– Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.

- О чем рассказывают бытовые сказки?

 бытовых сказках высмеивается скупость, жадность, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных людей. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества людей.)

- О чем рассказывают волшебные сказки?

( В волшебных сказках присутствует элемент волшебства, герои этих сказок вымышлены. В ней происходят чудесные, фантастические события)

- О чём нам рассказывают сказки о животных?

(В сказках о животных действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Высмеивается поведение животных за которыми стоит человек.)       

– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки ? 

– В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки.

– Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.

– При построении автор выдерживает особенности композиции

  Краткая творческая биография писателя.




Петр Павлович Ершов – русский писатель, поэт и прозаик. Поэт родился в Тобольской губернии в семье чиновника. Многочисленные переезды с отцом по Сибири обогатили представления молодого П.П.Ершова о жизни русского народа.

Во время учебы в Тобольской гимназии были написаны первые стихи. Продолжает своё обучение в Петербургском университете, где занимается самообразованием и литературным творчеством. После окончания университета вернулся в Тобольск, где работал сначала учителем, позже директором гимназии.

Под впечатлением сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина была написана стихотворная сказка «Конёк-горбунок», основанная на сюжетах русского фольклора. Первое чтение сказки состоялось в студенческой аудитории, а первая публикация – в 1834 г. В том же году вышло отдельное издание сказки. На сегодняшний день вышло более 170 изданий. А.С.Пушкин после знакомства с рукописью «Конька-Горбунка» одобрил её и признался, что «теперь этот род сочинений можно мне и оставить» .

Сказка П.П.Ершова стала настолько популярной, что через некоторое время появилась в сборнике русских народных сказок. Сам писатель объяснял этот факт так: «Вся моя заслуга тут, что мне удалось попасть в народную жилку. Зазвенела родная – и русское сердце отозвалось …»


 Ответьте на вопросы

   - Вы  прочитали краткую биографию автора. Что вы запомнили из этого?

- Где родился автор?

- Чему способствовали многочисленные переезды?

- Чем занимался после университета?

- Благодаря творчеству каких писателей была написана сказка «Конек-Горбунок»? 

- В чем признался А.С.Пушкин после прочтения этой сказки?         



- Первое знакомство с произведением у вас прошло самостоятельно. Но в учебнике дано не все произведение. Я просила вас прочитать   это произведение полностью

 

  Работа над содержанием. 

 

 

- Почему царь взял к себе на службу Ивана? 

 

- Как Иван разговаривает с царем? Какие условия ставит? О чем это говорит? Найдем в тексте разговор царя с Иваном.

- Какие еще приключения ждут Ивана?   

 

 

Физминутка

 

 

 

- Давайте выясним, каким характером обладают герои: Иван, Конек-Горбунок, Царь.  

 

Характеристика героя

1.Имя героя. Где он живет?

2.Чем занимается?(отрывок)

3. Какие поступки совершает? (отрывок)

4.Какой характер у героя?

5.Опишите внешность и характер героя.

6. Отношение автора к герою.

7. Ваше отношение к герою.

 

 Задание.                  1. Составь  характеристику одного из героев ( устно)

                  2. Ответь на вопросы учебника ( стр.59-61)

   3. Назови основную мысль сказки

4. Посмотри видео





8 ноября
Тема урока Обобщение по разделу " Летописи. Былины. Жития." 
Проверочная работа

                        Летописи, былины, жития

                                             Вариант 1

1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по годам?

а) былины  б) летопись   в) житие  г) слово

2. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?

 а) собрал большое войско                  б) долгое время осаждал город

 в) поставил корабли на колёса           г) убедил греков сдаться

3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?

а) женатым быть  б) убитым быть  в) пленным быть  ) богатым быть

 4. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий Радонежский?

 а) Кирилл       б) Варфоломей          в) Стефан       г) Фёдор

5. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергее Радонежском?

 а) былина  б) летопись   в) житие      г) слово

6. К какому жанру относится произведение устного народного творчества о подвигах богатырей?

а) былина        б) летопись     в) житие      г) сказание

7. Отметь верное значение слова ЖЕМЧУГ.

а) драгоценное перламутровое вещество, добываемое из раковин некоторых моллюсков
б) драгоценный металл
в) посуда
г) украшение

8. Как умер князь Олег?

а) погиб в сражении    б) умер от старости    в) умер от укуса змеи    г) умер от отравления

9. Какую надпись не мог прочесть Илья Му­ромец на камне?

а) богатым быть   б) женатым быть    в) пленённым быть    г) убитым быть

10. Что попросил Сергий Радонежский у черноризца?

а) богатства    б) здоровья    в) знать грамоту   г) стать монахом

11. Какова главная тема былины об Илье Му­ромце?

а) три поездки Ильи Муромца          б) три подвига Ильи Муромца
в) бой с разбойниками                       г) борьба с латынщиной

12. С кем воевал Олег?

А) с греками             Б) с турками           В) с немцами

13. Сколько кораблей было у Олега

А) Тысяча          Б)Две тысячи                В) Три тысячи          Г) Четыре тысячи 

14. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?

А)Гулял по лесу        б) Искал скот                  в)Пастушил          Г).  Играл с детьми

15. Почему родители не давали благословения  Варфоломею начать иноческую жизнь?

А) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил

Б) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь

В) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям

Г) Боялись жить одни

16. Произведения, состоящие из погодных записей – это _______________________.

17)Произведения, рассказывающие о жизни святых – это ______________________.

18. Почему Олег не принял вина от греков?

А)оно было отравлено                             б)оно было разбавлено

В)оно прокисло на солнце                       Г)Олег не любил вино

 

19. Соедини стрелками название произведений с названием жанра.

 

«И вспомнил Олег коня своего»                                                       житие

«Житие Сергея Радонежского»                                                        былина

«Ильины три поездочки»                                                                 летопись

«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда

 

20. Запиши цифрами порядок действий Олега перед заключением мира с греками.

ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ.
 

НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО ВИНА.

 

ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ.

ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ.

ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА КОЛЁСА.

 

21.Соедини слово и его толкование.

ЯСТВА                                                            деньги Древней Руси

ГРИВНЫ                                                         шёлковые ткани

ПАВОЛОКИ                                                     изысканная еда

ЗАСТАВА                                                        драгоценные камни

ЯХОНТЫ                                                        монах

чЕРНОРИЗЕЦ                                                 религиозное песнопение

ПСАЛОМ                                                       сторожевая застава


Задание Выполнить работу

Записать ответы. Например, 1 а), 2 в и т. д., выслать мне на электронную почту

Успехов в работе!






П.П.Ершов " Конёк-горбунок" (аудио)



 



"Житие Сергия Радонежского"


" Ильины три поездочки"


1. Прослушайте учебный материал.
2. Откройте учебник на стр.12-19. 
                            Прочитайте былины вместе с учителем видео.

Тема. Что такое летопись
1. Повторите материал на стр. 6 учебника
2. Посмотрите видеоурок                            




Тема Летопись " И повесил  Олег щит свой на вратах Царьграда" 








 





Михаил Юрьевич Лермонтов













 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

4 ноября - День народного единства